Славен этот
уголок России и мастерами эвенкийского
прикладного искусства из меха, сукна и бисера.
Парки, малицы, кумаланы, шубы, торбаса, замшевые
перчатки, отороченные мехом соболя и расшитые
бисером, и многое-многое другое, что нужно
человеку. В Аяне, Нелькане, Джигде, Ципанде, Аиме и
самых глухих таежных селениях могут шить все, и
неповторимо красиво. Изделия мастериц района
отмечены многими краевыми и российскими
наградами. Все это можно было бы достойно
представить в местном краеведческом музее, хотя
есть все основания иметь и отдельный музей
национального прикладного искусства, Экспонатов
— предостаточно. Дело — за инициаторами…
Одна из старейших продолжательниц древних
традиций — Мария Афанасьевна Дьячковская из
Аима. Нет ни одного вида прикладного
национального искусства, где бы она не была
знатоком и самобытным исполнителем- По ее
орнаменту безошибочно узнаешь, что она дочь
народа, у которого гагара всегда была и есть
символ любви и верности. В цветовой гамме ее
узоров обязательно присутствуют солнце,
земля, небо и снег. Ее изделия, собранные в единой
выставочной композиции, создают стройную и
мелодичную гармонию — как звучащая на просторе
эвенкийская песня.
Ее работы делаются не для продажи. Бизнес у нее не получается. Не та национальность. Это то же самое, что цыгана учить строевому шагу. Ценителей очень много, а вот потребителей — один круг: дети, внуки и правнуки. Она вырастила восемь детей. Сегодня у нее кроме правнуков 36 внуков, И ее домашняя мастерская не стала серийным потоком. Каждому — свое, непохожее. Все очень любят и дорожат мамиными, бабушкиными подарками.
Своеобразно продолжает ее талант дочь, директор
интерната при Нельканской школе Вера Семеновна
Дьячковская. Закончила
художественно-графический факультет
Хабаровского пединститута. В студенчестве
изучала и много лет в школе преподает
факультативно детям теорию и практику
эвенкийского прикладного искусства. Хорошо
знает национальный орнамент, хранит его традиции
и старается развивать дальше. Некоторые ее
разработки мамины руки делают художественными
произведениями.
Марина Афанасьевна Дьячковская с внуком Мишей
В этом искусстве не требуется массовости. Ее и
нет. Молодых, талантливых и трудолюбивых вполне
достаточно, чтобы искусство оставалось вечным,
как и его народ.
<<< ПРЕДЫДУЩИЙ РАЗДЕЛ | СОДЕРЖАНИЕ | СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ >>> |
© Улаев Н.И., 2000 |