Веками символом этой земли были аборигены и
рядом с ними — олени, незаменимые спутники
кочевников эвенкийской тайги. Первого, кого
встретили русские землепроходцы здесь, был
человек с оленем, Какой аянский эвенк без оленя!
Об этом написаны книги. Между прочим, в
пасхальные дни на царский стол подавалась
оленина, Олень не только мясо, но и основа всего
образа жизни, культуры, языка эвенкийского
народа. Богатство и положение человека здесь
всегда измерялось количеством оленей в стаде,
умением растить «олешек», искусством
управлять ими и пользоваться всеми его
редкостными природными достоинствами.
Ко времени образования района большинство
оленей было собственностью эвенков и якутов,
крупных родовых общин. В 30-е годы под давлением
агитации началось объединение в коллективные
хозяйства. Появилось шесть оленеводческих
колхозов. Вся тайга была размечена и закреплена
за коллективными хозяйствами. Но и тайно, и
официально всегда у эвенков были «свои» олени.
Паслись они иногда отдельно, чаще — вместе с
колхозными. В 50—60-е годы началась вторая волна
укрупнения национальных оленеводческих
коллективных хозяйств. Создано было три колхоза.
Второй раз за два десятилетия эвенки вынуждены
были покидать свои вековые места обитания,
селиться в более «перспективные» селения.
Примерно через два десятка лет была поднята
третья волна объединения. Вместо трех колхозов
решено было создать один мощный, многоотраслевой
совхоз «Нельканский». Считали, что это и есть тот
главный путь, который поможет сохранить эвенкам
вековую оленью тропу.
Так шьют крышу для юрты...
С образованием совхоза снова аборигенам надо было покидать обжитые места, своих усопших предков и перебираться в новые, отстроенные поселки и дома. Все заботы о людях совхоз взял на себя, освободив местную власть от повседневных хлопот о производстве, быте людей, В совхозе все было свое — строили, растили оленей, занимались охотой, сельским хозяйством, оказывали все коммунальные услуги. Впервые «по науке» построили поселки, производственные помещения, объекты социального и культурного обеспечения. Приобрели новую технику, В Джигде содержали до 80 голов только дойных коров, обеспечивали себя и вывозили на продажу молоко. В достатке было картофеля, капусты, овощей. Охотно приезжали в совхоз молодые специалисты. Подрастали и свои мастера для каждой отрасли. На особом счету были учеба детей и здоровье рабочих. Жизнь в совхозе стала более зажиточной и благоустроенной.
1986 г. Лучшие оленеводы района
В
конце
80-х годов в стадах совхоза насчитывалось более 14
тысяч оленей. Все отделения, а потом и совхоз
перешли на хозрасчет. Появилась и прибыль.
Считали и берегли каждую копейку. С 1990 года
научились заготавливать и отправлять оленье
мясо даже на экспорт. Для внутреннего и внешнего
рынка ежегодно забивали до 2,5 тысяч оленей.
Конечно, не все, но самое главное от оленей шло в
дело, приносило копейку, поддерживало
традиционные национальные промыслы. Первыми в
районе открыли в банке валютный счет. Приобрели
импортную технику, бытовые товары, предметы
длительного пользования. Старались оценивать и
поддерживать хорошую работу рабочих и
специалистов не только рублем, но и добрым
словом, организуя различные массовые собрания,
праздники. И сегодня вспоминают
пастухи-старожилы, как на таежных станах
ежегодно праздновали день оленевода. Приезжали
на него, кто на оленях, кто на снегоходах, а
кого-то из дальних станов вывозили и вертолетом.
Там люди слышали, кто как поработал, что мешает
жить лучше. Потом были оленьи гонки, спортивные
соревнования, в том числе и на самого меткого
охотника, праздничный обед. На призы за труд и
мастерство никогда денег не жалели. Как правило,
это были товары длительного пользования. Далеко
за пределами района знали пастухов-оленеводов
Елену Романовну Колесову, Николая Кирилловича
Борисова. Всеобщим уважением пользовался
романтик и знаток оленеводства, настоящий
эрудит, добрейший человек, главный зоотехник
совхоза Иван Михайлович Плотников. 17 лет
проработал директором совхоза Николай
Васильевич Марткачаков.
Иван Михайлович Плотников
На самом «взлете» совхоз настигла приватизация...
Всем хотелось самостоятельности, все мнили себя
стратегами. Никакие доводы старожилов и
специалистов не действовали. Большинство
рабочих решительно были настроены на раздел
совхозного имущества, образование
самостоятельных хозяйств. Было создано пять
самостоятельных хозяйств почти с одной и той же
целью. Единственное, на что согласились, — не
делить оленей, паи оплатили деньгами и создали
специализированное хозяйство «Оленевод», Ему
было передано почти 8,5 тысячи совхозных оленей.
Первое время на запасах совхоза — было что
делить! — жили неплохо. Потом все пошло по
наклонной. Что-то погибло, потерялось, что-то
проели, пропили… После восьми лет
самостоятельности осталось полторы тысячи
оленей вместе с частными. Сколько и чьих, толком
никто не знает.
На праздник "День оленевода"
На
вопрос, как живется в «Оленеводе», зам. главы
общины по производству Г.Н. Плаксина ответила:
«Неплохо живется, олени пока есть, да и районная
администрация оказывает существенную помощь».
Да, олени «пока есть». Есть и настоящие пастухи
старой закалки. Такие, как Павел Афанасьевич и
Александра Дмитриевна Стручковы в звене № 5,
молодые братья-оленеводы в звене № 8 Павел и
Филипп Амосовы. Но и они с тоской смотрят на
редеющие стада оленей, с болью говорят, что все
это может однажды безвозвратно уйти в прошлое. У
Павла Афанасьевича есть задумка: отобрать самых
лучших оленей, развести племенное стадо и самых
лучших отправить во все звенья. У Г.Н. Плаксиной
иной подход: «В районе создан фонд поддержки
малочисленных народов Севера, и 50% средств фонда
выделяется для оленеводов. Мы получили
безвозмездно 80 тысяч рублей и приобрели продукты
питания для работающих в «Оленеводе». Район дает
ссуды, в кредит — бензин, топливо, и все это,
конечно, позволяет с оптимизмом смотреть в
будущее». Она надеется еще получить 84 тысячи из
того же источника «для приобретения оленей»...
Для возрождения оленеводства есть и другие
предложения. Есть и понимание того, что дело не
только и не столько в деньгах. Нужны опытные,
знающие и любящие оленеводство люди. Отыскать
таких, помочь организовать дело — значит вновь
обрести потерянную вековую тропу...
Гонки на оленьих упряжках
<<< ПРЕДЫДУЩИЙ РАЗДЕЛ | СОДЕРЖАНИЕ | СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ >>> |
© Улаев Н.И., 2000 |