ОСОБЫЕ СТРАНИЦЫ

ОСОБЫЕ СТРАНИЦЫ

После каникул на вертолете в интернат (16756 bytes)     Их вписали и по праву занимают в истории района люди самой массовой, уважаемой и почитаемой профессии — учителя. Учитель здесь, как и в давние времена, за свой подвижнический, самоотверженный труд заслуженно награждается низким поклоном, долгой памятью взрослых и детей. Отрадно, что в среду учителей и учащихся не пришла еще «из центров культуры» волна нигилизма, серости, показухи, малолетней бездуховности, повального отрицания необходимости всесторонних знаний для будущей жизни и работы. Здесь осталось то, за что страну и ее Учителей всегда и всюду знали, ценили...

     Первая школа на этой земле организована в 1902 году в Нелькане при церкви. Для избранных и зажиточных. Народное образование начинается с решения местного ревкома об открытии в Аяне в 1925 году школы. Через два года, после ликвидации мятежа бандформирований, открывается и в Нелькане. Учениками были не только дети. Обучать приходилось и повально неграмотных взрослых. Добираться до них в стойбища и селения надо было на лошадях, оленях, лодках и пешком. Сегодня трудно даже представить, как они преодолевали реки и перевалы Аянского тракта пешком, чтобы получить учебники, обязательно присутствовать на совещании учителей в районном центре. Это выпало на долю самых первых — Николая Алексеева, Ильи Ездакова, Дмитрия Избекова, Натальи Калашниковой, Александры Мельниковой, Марии Блюм, Феодосии Баторкиной. В числе первых учителей из числа коренных народов были Н. Солдатов, Н. Дьячковский, И. Сотов, Н. Пестеров, Е. Соловьев.

     Вслед за первым поколением учителей придут на смену их ученики. Они будут такие же неутомимые, бескорыстные, преданные делу и детям. Будут учить родителей, их детей, внуков, а некоторые и правнуков. Среди них ветеран труда, учительница начальных классов ТА. Слонимская, кавалер ордена «Знак Почета» Н.П. Кудьярова, отличники народного образования Т.Н. Карлина, Е.П. Дьячковская, А.Р. Амосова, Т.Н. Шарапова, Н.И. Мальцева, Н.Н. Ищенко, М.Г. Кошелева, М.И. Архипова, А,П. Амосова, В.В. Шевченко, Н.И. Монина, С.М. Кокорина и десятки других, заслуженных и уважаемых. Большинство учителей, сегодня работающих в школах района, — их лучшие ученики. Вот только некоторые результаты труда нескольких поколений учителей.

Светлана Михайловна Кокорина 32 года учит детей английскому языку (11960 bytes)

Светлана Михайловна Кокорина
32 года учит детей английскому языку

     Народное образование района не масштабное, вполне управляемое и посильное местному бюджету. Девять общеобразовательных учреждений: четыре школы, где учится 727 детей, три дошкольных учреждения (детские сады) и два подростковых клуба, где дети по интересам проводят свое свободное от учебы время. Сразу скажу: ни одно учреждение в ходе реформ не было закрыто, даже дополнительно (конечно, не от хорошей жизни общества!) открыли за счет местного бюджета детский приют на 30 детей, учителя не знают, что такое не вовремя получать заработанную плату за труд и отпускные, нет денег для подписки на профессиональные периодические издания, не привезли дров на зиму, нет квартиры (двое стоят в очереди на расширение). Все ученики из малообеспеченных, многодетных семей получают горячее питание в школах. За содержание ребенка в детском саду родители платят в два раза меньше, чем в крае. Во всем этом видна позиция руководителей района и поселков (большинство — выпускники местных школ): народное образование - прошлое, настоящее и будущее района, фундамент экономики, культуры и образа жизни. В такой обстановке трудно работать учителю без полной самоотдачи.

Таня Комарицина (10507 bytes)     Школы приятно отличаются от многих знаменитых городских. Во всем чистота, порядок, опрятность и культура. Даже в оформлении здесь не проявили конъюнктурной торопливости. Даже в интерьерах оставлено все, что работало и продолжает работать на главную цель. Пройдя по школьным коридорам, можно узнать многое о районе, его людях, истории школы, учениках, которыми гордится школа. Среди картин учеников обязательно остановитесь у работы маслом лучшей ученицы Нельканской школы Тани Комарицыной. В этом году она выпускница и пока не сделала выбор: идти учиться на ювелира, учителя рисования или юриста, чтобы потом работать с папой в милиции.

     Под общий хор новаций в Аянской и Нельканской средних школах не отказались от кабинетной системы обучения. Занятия по каждому предмету проводятся в профильных кабинетах. Каждый из них оформлен основательно, увлекательно, как настоящий музей, где невольно появляется желание идти в мир этих знаний, самостоятельно открывать еще неизвестное.

     В школах царит настоящий культ знаний среди учащихся. Они прекрасно понимают необходимость и важность современных знаний для своего будущего. Здесь не услышите уличной философии, что на жизнь можно заработать и не обременяя себя знаниями, моралью, честью. Этот созидательный, состязательный дух, устремленность в мир знаний воспитали именно учителя в союзе с родителями. Не найдете здесь и наркоманов. Нет ни одного случая возбуждения против учеников уголовного дела.

Александр Алексеевич Карасев (17648 bytes)     Средняя наполняемость классов по району 15 человек, каждый ученик как на ладони. Есть возможность больше внимания уделять индивидуальной работе, постоянно контролировать качество знаний. К слову, практически все выпускники средних школ поступают в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Многие выбирают профессию учителя. Больше половины учителей в школах района — их выпускники. Среди них и директора Аянской и Нельканской школ — Галина Анатольевна Лузина и Тамара Владимировна Агилько. Выпускник Аянской школы Саша Карасев закончил физический факультет Дальневосточного государственного университета, и сегодня Александр Алексеевич второй год работает в родной школе учителем физики и информатики. Информатику преподают в компьютерных классах. Для Аянской школы его приобрел глава администрации края В.И. Ишаев, а для Нельканской — администрация района.

     В Аянской школе учащиеся получают удостоверения о том, что они прослушали теоретический курс автодела и могут быть допущены к экзаменам на право вождения автомобилем.

     Много можно рассказывать о профессиональных, человеческих качествах учителей. Убежден: при всем том, что всех учителей роднит какой-то общий суммарный критерий, все же сельские учителя - особенные. Такими их делает специфика условий жизни и работы, уважительная и бескорыстная среда. Они максимально приближены к своим ученикам. Имеют возможность своим примером, образом жизни непосредственно влиять на формирование личности ученика. И не стал бы их особенно журить за большее, чем в среднем по краю, число второгодников. Известно, как многие научились уменьшать эту цифру. В селе, где каждый знает друг о друге все, сильно общественное мнение и им очень дорожат, учитель никогда не поставит оценку большую, чем ученик заслуживает. Хотя эта же среда, условия и создают для них трудности, усложняют работу. Не всегда есть возможность регулярно повышать профессиональную квалификацию. Непросто, хотя контролеры требуют, сформировать профильные классы. Не всегда есть специалисты для работы с одаренными детьми. А одаренные детей здесь всегда было много. Не зря же их питомцев зовут сельскими. Это звучит как символ самостоятельности, порядочности, трудолюбия, смекалки и творчества.


<<< ПРЕДЫДУЩИЙ РАЗДЕЛ | СОДЕРЖАНИЕ | СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ >>>

© Улаев Н.И., 2000

© Издательский дом «Приамурские ведомости», 2000