МОЯ КООПЕРАЦИЯ

МОЯ КООПЕРАЦИЯ

Аромат свежего хлеба (8185 bytes)     Таковой она была десятилетия для миллионов пайщиков. В сельской местности — единственной, кто и кормил, и поил, и одевал. Между ними были взаимные обязательства, ответственность и поддержка. Их собственных средств для торговли, производства, закупочной деятельности не хватало. Государство всегда оказывало финансовую поддержку, устанавливало льготы, понимая, что другой формы товарообмена на селе просто нет. Кооперация выполняла функции государства и за это могла рассчитывать на помощь, В общем-то, хотя роскоши, разносолов особых тут и не было, людям по твердым ценам было повседневно гарантировано самое необходимое. Пресловутая перестройка, введение дикого рынка резко опустили кооперацию в долговую яму. Мало того, из Москвы была дана команда на всю страну: разделить кооперацию на отдельные частные лавки. Где-то ее растащили по кусочкам. Здесь районная власть аппетиты некоторых попридержала, хотя кое-кто успел урвать для собственного дела, кое-что из основных фондов кооператорам пришлось за долги продать, что-то сдать в аренду появившимся предпринимателям. На них-то российские правители и надеялись — заменят кооперацию. Но «новые русские» везли сюда только то, что давало, и немедленно, прибыль. Вполне законный подход, т.е. соответствует новым московским законам. На соли, спичках, хлебе, мыле и т.д. барыши не поимеешь. А без этих товаров люди не могут жить. Кто этим и многим другим будет обеспечивать? Оказалось, альтернативы кооперации нет. Кооперация располагала опытными кадрами, материальной базой, да и в отличие от некоторых нуворишей никуда не могла и не собиралась бежать и с нее есть что брать за долги. Стали ее поддерживать кредитами, создавать минимальные льготы для работы с неожиданно обнищавшим народом. Кооперация стала возрождаться, оперяться.

     Сегодня в районе работает два потребительских общества — Аянское и Нельканское. Председатели правлений — Е.И. Стекольщикова и И. Л. Новак, Одно общество обеспечивает товарами повседневного спроса живущих в прибрежной, а второе — в захребтовой части. Автомобильным и водным транспортом, очень редко авиацией завозят с «материка» продукты питания, промышленные товары. Нашли по карману себе поставщиков, привели в соответствие с возможностями торговую сеть, четко организовали выпечку хлеба и хлебобулочных изделий. По заявкам покупателей стали завозить товары и более дорогие, длительного пользования — мебель, ковры, холодильники, электронную технику. Некоторые помещения, закрытые на замок или сданные ранее в аренду, забрали назад и организовали там то, что юное племя бизнесменов намеревалось, но не смогло организовать. В том и другом обществе вновь начали днем работать столовые, а вечером — кафе. Прямо скажем, рынок научил кооператоров делать это уже значительно расчетливее и качественнее прежнего.

Столовая - кафе Аянского потребительского общества (15100 bytes)

Столовая - кафе Аянского потребительского общества

     По товарообороту потребительские общества находятся явно в разных весовых категориях. Если в Аянском он составляет в год около 5,5 млн. рублей, то в Нельканском — около 9 млн. рублей. За хребтом общество по существу является монополистом в оказании основных услуг населению. Это и честь, и ответственность. Чтобы и впредь сохранить свои позиции, правление Нельканского общества уже несколько лет держит курс на круглогодичную завозку грузов. В холодное время — по зимнику, в теплое — по морю и трассе Аян — Нелькан. Не жалеют денег для приобретения новых большегрузных автомобилей. Эта схема по сравнению с завозом «от сезона до сезона» во многом результативнее, позволяет предлагать покупателям не залежалые, а свежие, более качественные товары.

     В общем-то кооператорам надо многое еще сделать, чтобы уйти от опасной черты банкротства и твердо встать на ноги, возродить все виды деятельности, и в первую очередь — заготовительную. Заготавливать здесь есть что — и дары природы, и выращенный населением урожай, и морепродукты. Вполне реальна возможность под приличные проценты поработать на заемные средства покупателей. Окончательное возрождение кооперации в конечном итоге будет зависеть от умения ее лидеров каждый день, каждый месяц расширять свое место на рынке, влияние на покупателя в жесткой конкуренции с частным капиталом.


<<< ПРЕДЫДУЩИЙ РАЗДЕЛ | СОДЕРЖАНИЕ | СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ >>>

© Улаев Н.И., 2000

© Издательский дом «Приамурские ведомости», 2000